1
Главная страница 1 Об обществе 1 Наши проекты 1 Об обществе 1 Контакты 1 Публикации 1 Новости

на главную страницу

Горизонты сотрудничества.

  1
Выходные данные

УДК 793
ББК74.2
П68
П 68 ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА СЕМЬИ И ДЕТСТВА
Коллективная монография / Отв. редактор С. В. Григорьев. Под общей редакцией Д. Л. Монахова, С. В. Григорьева, А. С. Фролова. - 2-е изд., переработанное и доп. - М.: МГДД(Ю)Т, 2009. - 236 с.
Авторский коллектив:
Б. 3. Вульфов, д. п. н., В. М. Григорьев, д. п. н., С. В. Григорьев, к. психол. н., Р. П. Гуцалюк, к. п. н., И.В. Доброва, Е. А. Ефимова, М. Б. Зыков, к. филос.н., Н. В. Клёнова, к.филос.н., Н. И. Клятова, А. И. Ляшенко, к. психол. н., Д.Л.Монахов, Л.А.Нисловская, О. Г. Панченко, к. филос. н., Е. А. Репринцева, д. п. н., И. И. Фриш-ман, д. п. н., А. С. Фролов, к. п. н.
ISBN 978-5-8094-0050-3
Коллективная монография научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Празднично-игровая культура» и информационно-аналитические материалы московских межрегиональных научно-практических конференций по празднично-игровой культуре и межведомственного теоретического семинара по проблемам игры и празднично-игровой культуры 2005-2009 гг.
Второе, переработанное и дополненное, издание подводит итоги четырехлетней работы коллектива авторов и посвящается памяти замечательного ученого-педагога, профессора Бориса Зиновьевича Вульфова.

Празднично-игровая культура семьи и детства

Коллективная монография научно-исследовательского коллектива (ВНИК) «Празднично-игровая культура» и информационно-аналитические материалы московских межрегиональных научно-практических конференций по празднично-игровой культуре и межведомственного теоретического семинара по проблемам игры и празднично-игровой культуры 2005-2009 гг.
Второе, переработанное и дополненное, издание подводит итоги четырехлетней работы коллектива авторов и посвящается памяти замечательного ученого-педагога, профессора Бориса Зиновьевича Вульфова.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Проведение 60-й Недели игры и игрушки - Путешествия в страну игр - позволяет уже нескольким поколениям юных москвичей, их родителям и педагогов погрузиться в особую атмосферу празднично-игровой культуры современного мира Детства. Игра и праздник, празднично-игровая культура Детства - яркие, запоминающиеся явления жизни человека, социальной жизнедеятельности общества. Празднично-игровой мир детства - это особое пространство-время взросления человека, решения сложных и противоречивых задач социокультурного развития и социализации личности, ее воспитания и саморазвития в условиях современного российского трансформирующегося и самоопределяющегося общества. Празднично-игровая культура семьи и детства, как объединяющая тема и уникальный объект исследований, особенно значимы: 2008 г. - Год семьи и год 90-летия системы внешкольного-дополнительного образования детей.
Праздники и игры не только отражают историю, традиционную и современную культуру страны, особенности менталитета личности, этноса, народа в целом, но и дают мощные импульсы для развития и само-
п совершенствования,
Празднично-игровая культура творчески преобразует повседневную жизнь, формирует человека как субъекта культуры, несет радость общения и преображения окружающего мира. Вот почему на протяжении всего XX века осмыслением этой сферы
На фото: выступление Бориса Зиновьевича Детства (как Объекта И
Вульфова на конференции в МГДД(Ю)Т.
Уникального Субъекта
общественной модернизации) занимались многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи, социологи и философы.
ПИК Детства - тема межрегиональных научно-практических конференций по празднично-игровой культуре современного мира детства, которые заложили информационные и научно-педагогические основы деятельности временного научного коллектива (ВНИК) «Празднично-игровая культура», созданного в декабре 2005 г. в МГДД(Ю)Т, а также проводимого в 2007-2008 учебном году под бессменным научным руководством замечательного ученого-педагога Б.З.Вульфова Московского межведомственного теоретического семинара по проблемам игры и празднично-игровой культуры «От игры к игровой и празднично-игровой культуре». Дополнительное образование детей, непрерывное образование и самосовершенствование человека всегда неразрывно связаны с творчеством, игрой, празднично-игровой культурой семьи и Детства. Деятельность ВНИКа продолжила содержательные дискуссии педагогов-специалистов системы общего и дополнительного образования детей по комплексным проблемам научного изучения празднично-игровой культуры современного мира детства и социокультурного развития 1.
Коллективные междисциплинарные исследования игры и праздника, празднично-игровой культуры рассматриваются нами как путь к содержательному единству теории и практики современного образования, экологии развития мира Детства. В интенсивно меняющемся российском обществе психолого-педагогические проблемы праздника и игры имеют особую значимость: они - весьма важный и, к сожалению, проблемный, дискуссионный аспект сферы образования и культуры, молодежной и семейной политики. Они особенно актуализировались и обострились в начале третьего тысячелетия, когда изменился не только традиционный детский праздничный календарь, но и сами игры, развлечения, игровые формы общения и взаимодействия, популярные в детской среде.
Печатное издание не может во всей полноте раскрыть все аспекты и направления научно-практической деятельности в сфере празднично-игрового мира детства, нашедшие отражение в междисциплинарном диалоге специалистов и дискуссиях теоретиков и практиков, творчески работающих в сфере игровой и празднично-игровой культуры. Деятельность и взаимодействие продолжаются.
Результатом работы ВНИКа и цикла конференций по празднично-игровой культуре явилось создание коллективной монографии и информационных материалов, отражающих аналитическую работу по осмыслению педагогических задач разработанной и реализуемой в МГДД(Ю)Т программы «Празднично-игровая культура Детства», ориентированной на детей и молодежь начала третьего тысячелетия. Главная тема коллективной монографии задает методологические ориентиры Московской открытой конференции 2009 г. «Мир игры и празднично-игровая культура детства».

 
Галактика по имени праздник
 
  11з
  Сценарно-режиссёрская мастерская. - М.: МЦ «Галактика», 2009. - 192 с. Государственное учреждение города Москвы «Молодёжный центр Галактика»
Подписано в печать 02.11.09 г. Формат 60x88/16. Печать офсетная. Печ. л. 12,0. Тираж 1000 экз. Заказ № 6127.Отпечатано с готовых диапозитивов в филиале
«Ордена Октябрьской Революции, Ордена Трудового Красного Знамени «Первая Образцовая типография».115054, Москва, Валовая, 28
  х Григорьев Сергей Владимирович
- автор составитель раздела "Игры богатырские" Зав. Центром празднично-игровой культуры и социокультурного развития,
зам. Директора МГДД(Ю)Т
1 Ярослав Панфилов,
Актер, автор идеи сценария "Карусель Игры"
1Автор-составитель, Владислав Панфилов, сценарист, режиссер, постоянный педагог Школы Дедов Морозов, ст. преподаватель АПРИКТа
 
Этнопедагогика и педагогика игры
 
  х
Выходные данные
УДК 159.9+37.03 ББК 74.6+63.5 Э 91
Этнооедагогика и педагогика игры
/ Теория и история игры. Выпуск 3.
К 70-летию В.М.Григорьева / Отв.ред. И.А.Богданов, С.В.Григорьев. -М.: Издательство «ОДИ-intenаtiоnаl» , 2006. - 220 с., ил.
ISВN 5-88885-058-6
Утверждено к печати редакционно-издатёльским советом Международного Общества друзей игры
Редколлегия:
Богданов И.А. (отв. ред.), Волков Г.Н., Григорьев С.В. (отв. ред.), Ефимова Е.А. (отв, секретарь), Шеметова Л.В.
Третий выпуск «Теории и истории игры» включает современные исследования проблем этнопедагогики и педагогики игры, празднично-игровой культуры и посвящен 70-летию В.М.Григорьева
5-88885-058-6
О Московский международный
институт игры, 2006
© ОДЙ-internatiопа!, 2006

ПРЕДИСЛОВИЕ

х«Этнопедагогика и педагогика игры» - тема третьего выпуска «Теории и истории игры», которая оправдана и исторически, и теоретически.
Не случайно на международной конференции «Становление этнопедаго­гики как отрасли педагогической науки» (6-7 декабря 2001 года), работала спе­циальная секция «Этнопедагогика празднично-игровой культуры» (руководи­тель В.М.Григорьев). Этнокультурные истоки игровой и празднично-игровой культуры являлись объединяющим началом как ранее опубликованных*, так и публикуемых в данном — третьем — выпуске материалов.
Третий выпуск «Теории и истории игры» посвящен 70-летию со дня рож­дения В.М.Григорьева, внесшего существенный вклад в становление и развитие как этнопедагогики (теории народной педагогики) игры, так и общепедагогиче­ской теории игры в их неразрывной взаимосвязи. Принципиально важно также единство теории и практики, характерное для руководимой им многолетней деятельности Совета по празднично-игровой культуре, действующего при Ме­ждународной общественной организации «Общество друзей игры» (МОДИ) и Государственном научно-исследовательском институте семьи и воспитания. Совместная деятельность по реализации основной идеи данного выпуска также была организована в рамках Договора о научно-практическом сотрудничестве между ними.
Редколлегия обратилась к ведущим специалистам страны с предложени­ем участвовать в настоящем издании. На приглашение откликнулись практиче­ски все оповещенные специалисты, однако не все из них сумели представить свои материалы в срок в форме завершенных статей. Было внесено немало цен­ных предложений, представлены обширные материалы эмпирических этно-педагогических исследований игры в разных регионах и за рубежом. Представ­ленные к публикации материалы сгруппированы с учетом традиции уже осуще­ствленных выпусков «Теории и истории игры». В первом разделе представлены теоретические исследования игры и празднично-игровой культуры, осуществ­ленные в широком культурно-историческом контексте. Раздел второй включает более конкретные, но порой не менее масштабные по творческому замыслу и материалу этно-педагогические исследования игры и празднично-игровых тра­диций в аспекте региональных и международных исследований. Третий раздел объединяет задачи историко-теоретического подхода к игре и субъектно-биографического рассмотрения истории становления этнопедагогики игры, пе­дагогической пушкинистики, многоплановой социально-педагогической дея­тельности.
Данное издание развивает общую логику теоретических и исторических исследований игры. Этнопедагогика и педагогика игры являются необходимыми элементами и исторической основой для масштабных теоретических и фи­лософских обобщений по проблематике игры, что характерно для истории на­учных исследований игры на протяжении всего XX столетия. И сейчас, в нача­ле уже нового, третьего тысячелетия остаются актуальными слова из большого неосуществленного в полной мере проекта-исследования известного исследова­теля этнографии детства и детского фольклора Г.С.Виноградова: «Несмотря на обильный материал, накопленный этнографами, разработка его не может счи­таться законченной. От Гербарта Спенсера до Грооса теория игры, т.е. вопросы, касающиеся ее происхождения, (? Значения) и пр., не перестают возбуждать все возрастающий интерес, различные взгляды на этот предмет далеко не приведе­ны между собою в соответствие» (Виноградов Г'.С. Рукописный фонд Рос. нац. библиотеки (РНБ), Фонд 1034, ед. хр.148, л. 10). Как и творческое наследие Г'.С.Виноградова, в специальном внимании, изучении и публикации нуждается созданный под руководством В.М.Григорьева Лесногородский этнопедагогиче-ский архив - самое полное в России собрание сведений о детских играх второй половины XX века, возникшее в результате длительного, лонгитюдного кол­лективного этно-психолого-недагогического изучения игры и празднично-игровой культуры.
Многочисленные и разнообразные исследования феномена игры в науке XX столетия в целом всё еще недостаточно продвинули системно-теоретическое педагогическое рассмотрение мира игры*. Проблемам глобали­зации, институционализации, проявлениям постмодернизма, становлению субъектного подхода в исследованиях игры посвящены многие страницы на­шего издания. Требуется общая теория, но для ее целостности неотъемлемыми являются сферы педагогики и этнопедагогики игры.
Публикуемые материалы охватывают значительный исторический пери­од. Но главное внимание уделено веку двадцатому, который многие выдаю­щиеся исследователи называют «веком России», когда на огромной территории России - СССР - Российской Федерации осуществлялись масштабные истори­ческие изменения, что с неизбежностью отразилось и на истории игровой куль­туры народа, этнопедагогике и педагогике игры.

 
  • Специалисты по игре, педагоги и сотрудники игротек в разных городах России готовятся отметить в декабре 2006 г. 100-летие Ефима Марковича Минскина.

    Основные мероприятия пройдут в стенах игротеки Московского городского Дворца Творчества на Воробъевых горах.

    Принимайте участие в готовящихся к этой дате изданиях, публикациях, воспоминаниях.


  • Разрабатывается Ирнутская областная программа к 125-летию (2006-2011гг.) Г.С. Виноградова во взаимодействии ОЦНТиД и МОДИ.
  • Готовится к выходу в свет очередной ежегодник "Академия Игры", посвященный 10-летию Общества.

  • Осуществляется разработка проекта "Празднично-игровой диалог культур".
    Приглашаем к участию и принимаем предложения .


  • Готовится очередной выпуск "Теории и истории Игры".

    Он посвящен систематизации и классификации игр.

    Присылате статьи.


  • Осуществляется разработка проекта

    "Игротека инновационных и нетрадиционных игр"
    совместно с
    Национальной системой "Интеграция" и программой "Наш Олимп"

    (координаторы В.В. Берендт и С.В. Григорьев.)


  • В третьей декаде декабря состоится очередное заседание Совета МОДИ, редакции "Академии Игры" и сотрудников отдела игры МГДД(ю)Т на Воробьеых горах. Будут обсуждаться планы и проекты на 2005 - 2006 гг.
    Предложения направляйте по E-mail: Gameconf@mail.ru.


  • В апреле 2005 г. состоятся третьи ежегодные Лесногородские научные чтения, посвященные музеям и выставкам игр и игрушек.
    Участвуйте, присылайте тезисы.

  • 16 декабря заключен договор о научно-практическом сотрудничестве МОДИ и Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания

  • Во исполнение Договора:

    Совет по празднично игровой культуре при МОДИ и ГосНИИ семьи и воспитания разрабатывает тему "Народная празднично-игровая культура и современная музейно-выставочная практика", готовит обсуждение и публикации по этой теме.
    Присылайте предложения.


    Наши коллеги сообщают:

  • Художественно-педагогический музей игрушки РАО приглашает принять участие во вторых "Бартрамовских чтениях" сентябрь 2005г. по теме: "Игра и игрушка в истории человечества".
    Координатор Курганова Т.Н. E-mail: museumoi@tsinet.ru .
    тел/факс (07) 09654-42581

    обновление 06.01.2005

    Контакты E-mail: Gameconf@mail.ru.

    на главную страницу

     
    Используются технологии uCoz